Статистика

Актуальные новости:

Религиозные убеждения казаков

Поскольку по сути своей казаки всегда отличались свободомыслием и мятежностью, неудивителен тот факт, что эти черты проявлялись во всех сферах их бытовой жизни, включая религиозную.

На первый взгляд определение религиозных предпочтений казачества не составляет труда. С начала своего появления они исповедовали православие, то есть принадлежали к восточной ветви всемирной христианской религии. Однако при детальном рассмотрении трудов историков и религиоведов становится понятно, что в этом вопросе все далеко не так просто. Во-первых, православие никогда не было единым и однородным религиозным течением, в нем было много ответвлений и направлений. Одно из интереснейших – старообрядческое православие. И именно среди русских казаков в силу их обособленности от остальных, более широких слоев общества, всегда было особенно много последователей этого направления. Особенно это касается донских и оренбургских казачьих поселений.

После раскола в Русском Православии в середине XVII века старообрядцы нашли радушное убежище среди донских казаков, и значительная часть населения так и осталась старообрядческой. Другие христианские секты также были очень распространены в Донском регионе и в Оренбурге, хотя большинство казаков в целом были привержены русскому православию.

В частности, к 1820-м годам на территории, принадлежащей, например, донским казачьим общинам,  насчитывалось 330 церквей. Церковь, расположенная в центре деревни, имела лукообразный купол, вызолоченный, а иногда зеленый, с прилегающим садом, окруженным кирпичной стеной. Рядом стояли дома священников, превосходные по сравнению с местным уровнем жизни. Следует отметить, что священнослужители в русской глубинке вплоть до большевистской революции всегда жили зажиточно. Обычно у семей священников было большое хозяйство и пахотные земли, которые обрабатывались обычно наемными или сезонными работниками.

В воскресенье церковный колокол звонил в вечерние и утренние часы, призывая паству к «утрене» и «вечерне» (дневные службы), и время отсчитывалось церковным календарем. Исповедание широко практиковалось, особенно перед постами и большими празниками, а  церковь служила не только местом для совместных молитв, но и совещаний общины перед важными действиями и принятимем решений. Во время войн целые деревни и станицы совместно молились за благополучное возвращение казаков домой, а в периоды засухи и неурожая проводились крестные ходы, участие в которх иногда принимали жители целого уезда.

Казаки были глубоко верующими людьми. Молитвы часто записывались на бумаге или лоскутке ткани и носились при себе как защитные амулеты. В отличие от практики в других местах Российской империи, священников не назначали свыше, а избирали общиной. Такая традиция существовала вплоть до середины прошлого века. В 1891 году в Донской области было 6 966 православных священников, а религиозный состав региона был разнообразным: русские православные, 1 844 000; старообрядцы, 117 000; другие христиане, 43 000; тибетские буддисты (калмыки), 29 551; евреи — 15 000; и мусульмане, 2478. Советское правительство предпринимало постоянные усилия по искоренению религии. К сожалению, эти усилия дали свои тлетворные плоды. Сегодня, хотя значительное число жителей казачьих регионов считают себя православными христианами, большинство уже не практикует христианскую религию в том виде, в каком ее ревностно придерживались их предки.

 

 

VN:F [1.9.20_1166]
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)

Поделиться ссылкой в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем


Официальный сайт Оренбургского казачьего войска СкР


Поиск предков-казаков

Проект "Поиск предков" - помощь в исследовании казачьей генеалогии

Первый (Оренбургский) отдел ОКВ СкР

Мы в соцсетях



Группа Orenkazak Вконтакте

Поделиться ссылкой:

Этот день в истории…

Обратите внимание



ПОМОЩЬ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОГОСЛОВСКО-ВВЕДЕНСКОГО СОБОРА