«Зачем России нужно казачье войско» — поясняет казачий полковник Союза казаков России
Казачий полковник Союза казаков России, атаман Ставропольского казачьего войска, член общественной палаты Ставропольского края высказывает свою позицию — зачем России нужно казачье войско, рассматривая его через призму истории.
Споры, мнения, работы и публикации о таком многоплановом и глубоком явлении, как казачество идут давно и будут идти. Пользуясь тем, что сами казаки про себя ничего не писали (не до того было), а те скудные архивы, что были, канули в безвестность (пожары, стихийные бедствия, походы и войны), многие исследователи прошлого (и некоторые из нынешних) пускаются в интересные рассуждения по генеалогии казачества. Мировая история с них начиналась, Трою они основали, Рим тоже, империя Карла Великого без них не обошлась и т.д.
Более серьезные исследования относятся к 19-му веку, когда с архивами все было в относительном порядке (Щербина, Краснов, Караулов, Потто).
А что собственно известно? Есть гениальное выражение Льва Толстого «Казаков сделала граница – казаки сделали Россию!» К примеру, своей громадной, самой большой в мире территорией Россия без всяких исключений обязана КАЗАЧЕСТВУ!
Разительный пример почти идеального сотрудничества государства и казачества — присоединение Дальнего Востока к России во 2-й половине 19 века.
Судите сами: 1854 год, Россия ведет две войны – Крымскую с англичанами, французами и турками и Кавказскую с горскими племенами Кавказа. А на Дальнем Востоке наместник царя, генерал-губернатор Сибири Николай Николаевич Муравьев, опираясь на мощный казачий фактор и государственную сообразительность, присоединяет к России огромную территорию, превышающую по площади Англию и Францию вместе взятые.
За 1854 – 1860 годы по реке Амур основаны 60 казачьих станиц, по реке Уссури 22 станицы. С Китаем заключены и поныне действующие Айгуньский и Пекинский договоры, закрепляющие российско-китайскую границу по рекам Амур и Уссури, основан незамерзающий порт Владивосток. А войск у него практически не было – только казаки.
Чтоб было понятно о ком речь – памятник Муравьеву-Амурскому на денежной пятитысячной купюре России. Был еще один Муравьев-Карский, тоже Николай Николаевич и тоже наместник царя, только на Кавказе, что в ходе Крымской войны в ответ на сдачу Севастополя, взял у турок крепость Карс (стратегическое место на пути в Индию), казаки там также участвовали.
А первое упоминание о казаках находим у Александра Нечволодова в его книге «Сказание о русской земле». Киевская Русь, 11-й век, великокняжеский стол занимает Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого, внук великого князя Владимира, что на Руси христианство ввел.
По Нечволодову «…Всеволод прибегал не только к оружию, но придумал еще и очень удачный мирный способ… с тем, чтобы они сдерживали хотя бы первый напор половцев. Для этого он поселял большое количество торков и печенегов в своих собственных владениях, где они в короткое время наполовину обрусели. Скоро вблизи самого Киева завелись станицы, где жило особое население: ковуи, турпеи, берендеи; всех их вместе звали также черными клобуками или черкасами…» Иначе говоря – занимались границей.
Далее – 15-й век, великое княжество Московское, князь Василий Васильевич (Темный) на исходе татарского ига: «…искусно пользовался раздорами между татарскими князьями и по примеру отца Владимира Мономаха – Всеволода – старался наиболее из них преданных селить в пограничных областях, где они служили в видах первой охраны при набегах других враждебных нам татар…»
Так нащупывалась государственная польза казачества.
И, наконец, конец 16-го века, поражение в Ливонской войне в царствование Ивана Грозного и, тем не менее «… в этих тяжелых обстоятельствах он был обрадован неожиданной вестью о блистательных подвигах русских людей, бивших ему челом новым огромным царством, без государева приказа и ведома завоеванное ими. Это было Сибирское царство…»
До этого Сибирь посещали отдельные служилые люди Московского государства, из которых наибольшую славу по себе оставили два казака – атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялычев. Их царь в 1567 году послал за Сибирь, на юг с дружественными грамотами: «к неизвестным властителям неизвестных народов».
Поручение они выполнили с честью – представили царю обстоятельное описание всех земель от Байкальского озера до Корейского моря, лично посетив Монголию и Китай, собрав все доступные сведения о Туркестане, Бухарии, Кашгаре и Тибете.
А покорение Сибири началось со Строгановых, русских купцов, которым царь предоставил практически неограниченные права на освоение неизвестных территорий. К этому времени казачья жизнь на южных рубежах уже бурлила – предприимчивые русские люди переселялись сюда, образовав городовое казачество, несущее пограничную службу. Рядом с ними было казачество вольное, мало подчинявшееся государственной власти, управлявшееся выборными атаманами общинным кругом.
Движение вольного казачества шло в двух направлениях: из Юго-Западной Руси на берега Днепра, из Юго-Восточной – на Дон. Отсюда казачья вольница распространилась на Волгу и Яик и ведя постоянную борьбу с татарами, занималось дерзкими грабежами, образовывая отряды воровских казаков. Вот им и прислали Строгановы грамоту, приглашая поступить на службу.
Откликнулось пятеро атаманов – Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк и Ермак Тимофеев – главный над всеми остальными. Все они впоследствии погибли: последним из них близ города Тобольска – Матвей Мещеряк. Но присоединена огромная территория, основаны Тюмень, Тобольск, Пелым, Обдорск, Сургут, Нарым, Туринск.
Так получила почин государственная служба русского казачества.
Дмитрий Стригунов,
атаман Ставропольского казачьего войска
И наш небольшой уютный городок, основанный более трёхсот лет назад указом императора Петра Великого, посетила Царица Небесная со Своим Чудотворным Табынским Образом… В благодарность всем братьям-казакам, участвующих в этом Великом Деле, я написал стихи, которые и высылаю…
С большим уважением — Анатолий Никушин.
Посвящаю стихотворение – братьям по духу…
Тем, кто несёт основные тяготы многодневного
Крестного хода… Спаси вас, Господи !
Казаки – Крестоходцы.
Вы делаете трудную «работу»,
Свои дома на время позабыв…
Вы к долгому готовились походу,
Святой водой хоругви освятив…
Четвёртый год с молитвою идёте
По русским сёлам, весям, городам…
Табынский образ Богородицы несёте…
Идёте, чтоб помочь духовно нам…
Вы делаете важную работу…
Цены такому делу просто нет !
Какая радость православному народу !
Да сгинет тьма !.. И воссияет свет !..
Иконой чудотворной освятится
Измученная русская земля…
И вера в наших душах укрепится…
Без веры и надежды жить нельзя !
…Вы делаете трудную работу…
Не всякий, так, как вы, в тот путь пойдёт…
Призвал Господь вас к этому походу…
Он – наградит ! Прославит ! И спасёт !..
Анатолий Никушин.
5.04.2013.
Посвящаю: Крестному Ходу с Чудотворной Табынской
Иконой Божьей Матери.
* * *
По исстрадавшейся России
Идёт Казачий Крестный ход…
С надеждою, – Святой Марие, –
Церковный молится народ…
Спаси ! Небесная Царица !
Многострадальную страну !
Чтоб ей от зла освободиться,
Чтоб Сын простил нашу вину…
Простил за то, что наши предки
Предали русского царя…
Чтоб Бога знали наши детки…
Ведь без Него – нам жить нельзя !
Простил от веры отступленье…
Простил доверчивый народ,
Впавший в большое ослепленье…
Бог – покаянье наше ждёт…
…По исстрадавшейся России
Идёт с Иконой крестный ход…
С слезами, – Матушке-Марие, –
Церковный молится народ…
Спаси нас !.. Грешных… и убогих…
Спаси от бед Святую Русь !..
Под взором глаз, печально-строгих,
Я тихо плачу… и молюсь…
…Сегодня, по земле России,
Не прекращаясь… Круглый год !..
С иконою Святой Марии,
Идёт Казачий Крестный Ход…
Анатолий Никушин.
03.04.2013.
Здорово дневали браты! я казак Семиреченской Пластунской Казачьей Общины из Казахстана город Верный ( ныне Алматы) Если не трудно будте добры подскажите контакты Дьяконова Николая Леонидовича заранее благодарен и низкий Вам поклон