Аттестации офицеров в России стр.2
В основание аттестационной системы должны быть положены следующие принципы:
1)Аттестация должна ясно определять характер человека, как военнослужащего, т.е. совокупность всех духовных качеств с точки зрения военной службы.
2)Основание аттестации военнослужащего должно быть положено в течение первых 5-10 лет его службы, когда характер его высказывается во всей природной чистоте.
3)Эта основная аттестация должна постепенно развиваться и дополняться, по мере того, как служащий, при новых условиях службы, проявляет новые черты характера.
4)Аттестация не может изменяться в сущности своего содержания, т.е. в определении основных черт характера служащего. Она может и должна изменяться лишь в определении того, как данный характер реагирует на явления жизни вообще и военной службы в особенности. Это последнее важно для того, чтобы знать, в каких условиях данный характер наиболее проявляет свою энергию.
5)Аттестации обер-офицеров должны быть коллегиальные. Дальнейшие аттестации военнослужащих, начиная со штаб-офицеров, могут быть единоличными, потому что, во-первых, число штаб-офицеров в каждой части не велико; их может и должен знать непосредственный начальник; во-вторых, на них уже будут составлены аттестации за их предыдущую службы и изменить их в основе будет невозможно.
6)Аттестации обер-офицерам до чина штабс-капитана (штабс-ротмистра) составляют постоянные комитеты, под председательством одного из штаб-офицеров… <...>
7)Аттестации на командиров рот (эскадронов) и штабс-капитанов (штабс-ротмистров) рассматриваются и дополняются всеми наличными штаб-офицерами под председательством командира полка через каждые 2 года. <...>
* Теперь постараюсь наметить содержание аттестаций в зависимости от того, кому она дается.
1)Обер-офицеры, до получения ими в командование роты, эскадрона, батареи или отдельной команды, не могут выказать в полной мере своих способностей в этом отношении и надо иметь в виду, что есть такие люди, у которых характер резче изменяется с получением ответственности и более самостоятельной должности и особенно власти. Натуры энергические, смелые и властные, в таком положении, как бы расцветают, разворачиваются во всю свою духовную мощь и чем больше им предоставляется власти, самостоятельности, тем перемена эта резче. Но таких людей вообще немного и тем более ими нужно дорожить. Наоборот, натуры флегматические, робкие и не самостоятельные в таких случаях как бы теряются и склонны всегда подчиниться чужой воле. Таких большинство. Они бывают иногда хорошими подчиненными и никогда хорошими начальниками. Поэтому, форма аттестаций до чина штабс-капитана (штабс-ротмистра) должна обрисовать по преимуществу врожденные черты характера не как военачальника, а как человека вообще. Вопросные пункты в ней могут быть, например, такие:
1) Темперамент (энергический, флегматический);
2) Ум (сильный, слабый, быстрый, обобщающий и проч.);
3)Воля (сильная, посредственная, слабая), умение владеть собой.
4)Находчивость (способность быстро найтись);
5)Решительность (способность быстро принимать решения).
6)Настойчивость (в достижении поставленных целей);
7)Смелость (замысла и действий);
8)Храбрость.
* В чине штабс-капитана (штабс-ротмистра) офицеры чаще могут получать самостоятельные поручения (и к этому должны стремиться их непосредственные начальники), вследствие чего характер их, как будущих военачальников, сказывается рельефнее. Но и тут следует быть осторожным в оценке, потому что многие, получая самостоятельность или власть на непродолжительное время и без полной ответственности, не проявляют той энергии, которую могут проявить. Во всяком случае, в этот период аттестации могут быть дополнены следующими вопросами:
9)Способность исполнять самостоятельные и ответственные поручения.
10)Способность к командованию (умение поддержать свой престиж, как начальника, умение повелевать).
11)Решительность не личная, а как начальника части. *
Аттестации командиров рот, эскадронов и батарей могут быть дополнены следующим:
12)Умение самостоятельно распоряжаться частью в поле и дома.
13)умение быстро найтись и принять решение в поле (на маневрах). 14)Быстрота и энергия при исполнении принятого решения.
15)умение оценивать условия местности, при решении тактических задач в поле своею частью.
16)Умение обучать и воспитывать подчиненных.
17)Практическое знание строевой службы.
* На штаб-офицеров эти аттестации могут быть дополнены так:
18)Умение командовать отдельной частью в поле (полком).
19)Умение пользоваться способностями подчиненных начальников.
20)Энергия духовная и физическая (по сравнению с предыдущей деятельностью).
21)Способность брать ответственность на себя в решительные минуты.
* На командиров полков:
22)Умение командовать отдельным отрядом из двух родов оружия (пехота или кавалерия с их артиллерией).
23)Умение оценивать военную обстановку тактически и стратегически.
24)Знание подчиненных военачальников.
25)Способности административные и хозяйственные.
* На генералов:
26)Энергия духовная, умственная и физическая, по сравнению с предыдущими аттестациями.
27)Умение самостоятельно командовать большими отрядами всех родов оружия.
* Ответы на эти вопросы должны быть точны, но не стеснены определенными выражениями. <...> Я только хотел указать на то, как следовало бы выработать эту систему, и прежде всего на то, что аттестация каждого военнослужащего не должна быть каким-то случайным экспромтом одного лица; она должна представлять краткую историю духовной и умственной жизни каждого и вполне обрисовывать его личность, его индивидуальный характер. Только тогда она может иметь ценность сама по себе и давать солидный материал для определения годности военнослужащего. <...>