Социально-политическая организация казачьего общества
Социальная организация
Традиционное донское казачье общество жило в традициях военной демократии. Местные командиры милиции (атаман), а также главнокомандующий (воинский атаман) были избраны на общественном собрании (круг). Но даже в это раннее время казацкое общество было четко разделено на более обеспеченных, более устоявшихся донских казаков («домовитые казаки»), которые проживали преимущественно вдоль нижнего Дона, и бедных новичков («золотвенные»), которые жили дальше на Дону. Социальная дифференциация продолжала расти с дальнейшим включением казаков в российские военные, политические и правовые системы. Атаманы, теперь назначаемые правительством России, и расширяющаяся бюрократия сформировали четкую социальную элиту (казачью старшину). Большинство, однако, были либо рядовой кавалерией, либо аграристами. В советском обществе различия между социальными группами жителей Донского региона стали в первую очередь профессиональными.
Социальный контроль
Казаки традиционно использовали привычные для себя правовые уставы. Преступник представал перед кругом общины, и наказание, согласованное всеми присутствующими, было объявлено атаманом. Кража у одного из казаков была одним из самых тяжких преступлений. Свидетельств двух заслуживающих доверия свидетелей было достаточно, чтобы приговорить такого преступника к смертной казни путем утопления (по местному выражению, «в воду посадить».
Телесные наказания были обычным явлением. В споре между двумя сторонами атаман станицы служил посредником. Если он не мог решить проблему, он отправлял противников в Черкасск, где решение принималось войсковым атаманом и группой старейшин. С конца восемнадцатого века до 1917 года правовая система состояла из хуторского суда как основного подразделения, суда станицы с четырьмя-двенадцатью избранными судьями, почетного суда для каждой из двух станиц, а правительство принимающей страны — высшим судом. Старейшины обладали полномочиями проводить военные трибуналы, и человек, чье преступление было доказано, мог быть лишен звания донского казака. Молодежь была приведена к присяге на военную службу на групповой церемонии с участием до 1500 молодых людей. Приняв клятву от священника, новозаветные казаки целовали распятие.
Дисциплина в казачьих рядах была достаточно жестокой, и сержантам разрешалось молчаливо ударять новобранцев в лицо с помощью кнутов с безнаказанностью, даже на глазах офицеров. Наказание военного трибунала иногда приводило к казни путем расстрела или публичной порки, последний вид наказания проводился перед толпой на публичной площади с преступником, согнутым над скамейкой. После 1917 года в Донской области были введены советские суды и советская правовая система. Сегодня милиция используется для обеспечения власти.
Конфликты
По сути, донские казаки, или донцы, являли собой милитаристское общество, и вся история Донского казачьего воинства — это история военного, политического, социального и религиозного конфликта. До конца восемнадцатого века донские казаки находились в постоянном конфликте со своими соседями: калмыки, ногайцы, татары, русские и украинцы.
Добавить комментарий