Ритуал проведения Круга
Содержание страницы:
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название — коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
На Дону круги были запрещены в 1721 году, на — Урале в 1775 г., но несмотря на запрещение и кровавые репрессии (как в 1771 году, когда начальник гарнизона Яицкого городка Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило причиной Пугачевского восстания), станичные, полковые и поселковые круги (теперь их называли «сходы») продолжали существовать до 1917 года, когда во всех казачьих землях эта старая демократическая традиция была восстановлена.
Конституционный казачий Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.
Первый Большой казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.
Казачий Круг может:
— наказать казака;
— объявить выговор;
— поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
— определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
— исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
1. На Круг казаки прибывают в традиционной казачьей форме.
2. Выборные казаки регистрируются в секретариате, который в дальнейшем ведёт запись выступлений казаков и решений Круга.
3. Круг считается правомочным, если зарегистрировано 2/3 казаков-выборных от числа казаков войска, отдела, станицы.
4. Дежурный есаул назначается товарищем атамана на срок проведения Круга, ему для соблюдения порядка проведения круга выделяются приставы, которые следят за порядком и могут выполнять функции счётчиков. Отличительный знак есаула — трёхцветная (флаг России) повязка на левой руке и нагайка. При выходе есаула к Кругу, присутствующие прекращают хождение и общение.
5. Дежурный есаул спрашивает в секретариате о количестве зарегистрированных выборных и приглашённых.
6. Есаул приглашает Совет старейшин занять места с левой стороны от станичного стола. Атаманский стол стоит в центре. С правой стороны столик для духовенства.
7. Атаман выходит к Кругу в сопровождении всего Правления, если будут перевыборы, а если просто Круг, то выходит в сопровождении товарища атамана и начальника штаба.
8. При появлении атамана и сопровождения дежурный есаул даёт команду: «Для встречи атамана! Встать! Смирно!». Докладывает атаману о количестве казаков-выборных, прибывших на Круг. Например: «Господин атаман, на Круг прибыло 40 казаков. Дежурный есаул, сотник Васильев». После доклада следует команда «Вольно! Садись!»
9. Атаман и Правление в головных уборах направляются к атаманскому столу, снимают головные уборы и кланяются Кругу и Совету старейшин. Затем садятся за стол. Атаман в центре, члены Правления по правую руку. Гости и приглашённые по левую руку.
10. Все присутствующие на Круге казаки и приглашённые в знак уважения к месту проведения Круга и важности решаемого дела по христианскому обычаю сидят без головных уборов.
11. Атаман принимает решение о проведении Круга, спрашивая согласия у старейшин и казаков словами: «Так ли, честное казачество?» В случае положительного ответа даёт команду дежурному есаулу внести Знамя или другие регалии и святыни казачьего общества.
12. Дежурный есаул, одетый в парадную форму Оренбургского казачьего войска, с повязкой на левой руке в виде трёхцветного флага России поднимает левую руку вверх (знак внимания) и подаёт команду: «Встать! Знамя внести!»
13. Знаменосец в сопровождении двух ассистентов, вооружённых традиционным холодным оружием — шашками. Вносит Знамя, встаёт в специально отведённом месте, выполнив уставные манёвры. Караул у Знамени меняется через определённое время с соблюдением уставных правил. Знаменосцы определяются Правлением из числа наиболее достойных молодых казаков. Ассистенты у Знамени назначаются товарищем атамана. Кадеты, назначенные в караул у Знамени, оружия не имеют.
14. После внесения Знамени есаул даёт команду: «На молитву!». Заходит священник, проходит к станичному столу и читает молитву. После окончания службы садится за столик (стол) с правой руки атамана. Есаул даёт команду: «Садись!». В тех случаях, когда священника невозможно пригласить на Круг, его обязанности возлагаются на выбранного для этих целей казака. Священник может напомнить казакам о христианской морали, когда они нарушают порядок проведения Круга.
15. По окончании молитвы дежурный есаул обращается к Кругу со словами: «Братья казаки! Слушайте слово атамана!» После ответа «Любо!» или «В добрый час!» атаман говорит слово, т.е. оглашает повестку работы Круга. После выступления атамана есаул задаёт Кругу вопрос: «Любо вам?». При ответе большинства присутствующих положительно, он поворачивается к старейшинам с тем же вопросом. Если ответ так же положительный, то он произносит: «Круг начат!». С этого момента власть на Круге переходит к атаману.
16. Дежурный есаул находится недалеко от атамана, чтобы он мог его видеть. Все присутствующие на Круге казаки, кроме атамана просят слово поднятием руки. Казак выходит для выступления, кланяется Кругу, священнику, атаману, старейшинам. Выступление должно быть ясным, чётким и понятным по обсуждаемому вопросу. Казаки должны вести себя сдержанно и достойно.
17. Выступающие не имеют права приводить факты, которые не проверены и бездоказательны. За нарушение принятого правила поведения и другие недостойные поступки на Круге казак может быть наказан по приговору старейшин и удалён с Круга.
18. После окончания Круга дежурный есаул по знаку атамана произносит: «Круг окончен! На молитву!». Все встают, священник произносит молитву. После окончания молитвы есаул командует: «Знамя вынести!». После выноса Знамени уходит священник. Поклонившись Кругу, уходят атаман и его сопровождение и старейшины.
19. Дежурный есаул командует: «Круг закончен!». С этого момента Круг считается законченным. Приставы во главе с дежурным есаулом проверяют помещение на предмет сохранности и отсутствие посторонних предметов. Сдают помещение под охрану или лицу, отвечающему за его сохранность.
Ответственным за соблюдение ритуала и порядком проведения Круга является товарищ атамана.
Согласно повестке Круга по разрешению дежурного есаула казаки выдвигают из числа присутствующих кандидатов на атаманскую должность. Казак, как только назовут его, обязан встать, показаться, чтобы его видели окружающие.
Количество кандидатов на должность не ограничено. Сам себя казак рекомендовать на атаманскую должность не может. Кандидатам предоставляется возможность выступить, чтобы все услышали его программу действий или сделать самоотвод.
Голосование происходит по каждому кандидату отдельно, открыто в порядке их выдвижения.
Набравший наибольшее количество голосов (даже в один голос) считается избранным.
Дежурный есаул объявляет о результатах голосования и готовит заранее стол или трибуну для принятия торжественного обещания атамана.
Победивший кандидат подходит к священнику и получает благословение (если священник присутствует на Кругу). Подходит к столику, на котором лежит Библия или Евангелие, кладёт правую руку на священное писание и произносит торжественное обещание на верность служения казачеству.
«Кланяюсь (окружному, станичному) Кругу, в его лице всему родному войску. Клянусь охранять нашу казачью вольную волюшку, ни в чём не расходясь в действиях своих с (войсковым, окружным, станичным) правлением. Клянусь честью, что положу всё, что есть: здоровье и силу, и не дать померкнуть нашей казачьей славе».
После чтения обещания дежурный есаул зачитывает, а потом вручает наказ в виде грамоты со словами: «От казачьего общества …»
Нашему атаману …
Свободный казачий Круг, созванный на началах всеобщего прямого и равного и открытого голосования, избрал тебя нашим атаманом на трёхлетие и приказывает тебе, нашему избраннику, править станицей (обществом, отделом) совместно с правлением во славу и процветание родного Оренбургского казачества и свободной России. В знак чего вручает тебе насеку — символ атаманской власти. После чего старый заслуженный казак берёт из рук начальника штаба насеку и вручает атаману. Дежурный есаул восклицает: «Нашему атаману слава!»
Казаки, присутствующие на Круге, кричат троекратно «Любо! Любо! Любо!». С этого момента атаман считается избранным и приступает к своим обязанностям, продолжает вести Круг согласно повестке.