Статистика

Актуальные новости:

ОРЕНБУРГ — СТОЛИЦА ВОЙСКА

КАК КАЗАК ШКОЛУ ИСКУССТВ СОЗДАВАЛ

В Оренбурге существует единственная, говоря современным русским новоязом, школа искусств полного цикла. Это школа искусств № 2 имени А. С. Пушкина. Вот уже 37 лет этим учебным заведением дополнительного образования руководит родовой казак из бывшей Бердинской станицы (ныне просто поселок Берды) Геннадий Алексеевич Перов, которому в этом году исполнится 65 лет.

— Как гласит китайская пословица, даже самая длинная дорога начинается с первого шага. Наша школа тоже появилась не вдруг и не на пустом месте. В далеком 1966 году школу, а точнее, музыкальную студию, организовал мой брат Юрий. Располагалась она в средней школе № 14, что в поселке Берды. В то время, когда в помине не было электронной музыки и исполнения «под фанеру», такие студии появлялись и в других местах города: при клубе имени Дзержинского, Доме офицеров и т. д. Вскоре стали появляться и отделения нашей студии в школах Промышленного, а после его образования и Дзержинского районов.
В 1972 году мой брат получил приглашение возглавить музыкальное училище в Москве, а меня оставил, так сказать, на хозяйстве.

— Не страшно было становиться руководителем в достаточно юном для этой должности возрасте?
— Тогда ведь у меня не было такого обширного хозяйства, как сейчас. Да и соратники были не только настоящими профессионалами, но и настоящими энтузиастами. Вот и мне хотелось показать все, на что способен.
Работал столько, сколько нужно было. Приходилось даже составлять специальные графики нахождения в каждой школе, где были филиалы. Но так работал не только я, а весь коллектив.

— Тех музыкальных студий, о которых Вы говорили, сегодня уже нет. Исчезли безвозвратно. А вот музыкальная студия школы № 14 превратилась в школу искусств с собственным зданием. Почему так произошло?
— Современные теории управления говорят, что у предприятия может быть либо прогресс, либо регресс. А вот просто почивать на лаврах — невозможно! Так вот: наша школа постоянно развивалась! Так, если поначалу на Бердах было достаточно детей для обучения, то с развитием Степного поселка ситуация начала меняться. Сегодня все поменялось местами. Наша основная база находится именно в Степном, а в школе № 14 — наш филиал.
Но развитие шло не только «вглубь», но и «вширь». То есть мы не только набирали новых учеников, но и открывали новые отделения.
Так, мы обратили внимание на желание ребят заниматься танцами. Нашелся и специалист — Ирина Ивановна Скиданова. Именно ее можно назвать «крестной матерью» отделения хореографии. Она подбирала творческий коллектив. Моя задача как директора заключалась в создании материальной базы. В то время мы были на полной самоокупаемости. Поэтому пришлось преодолевать серьезные проблемы. Но когда все было позади, то музыкальная школа с полным правом стала называться школой искусств. Это случилось в 1988 году.

— Еще без имени великого поэта?
— Имя Александра Сергеевича Пушкина мы получили в 1999 году. Но до этого предстояло еще создать театральное отделение. Фактически, это театральный факультет в миниатюре. Здесь ребята изучают историю культуры, проходят занятия по сценической речи и движению и т. д. Долгое время творческий коллектив детского театра «Цветик-Семицветик» возглавляют выпускницы нашей же школы, преподаватели Ольга и Марина Карюкины, которые привели воспитанников к победам в различных конкурсах театрального искусства, в том числе и на российском уровне. Другой наш детский театр называется «Лукоморье» и руководит им очень способный преподаватель Наталия Николаевна Разгон.
Специфика работы отделений театра и хореографии такова, что для каждого спектакля нужны новые костюмы и новые декорации. В советское время это как-то можно было решить за счет родительских средств. Но потом грянула перестройка, ускорение и новые хозяйственные механизмы. В итоге доходы обычных оренбуржцев стали сокращаться, а заказывать все на стороне вообще стало делом нереальным.
Тогда мы пошли, что называется, другим путем — открыли отделение художественного моделирования и изготовления одежды и костюмов, где учащиеся не просто шьют, а создают образ героя в предложенной пьесе. Этот отдел возглавляет Надежда Михайловна Телегина.
Что касается художественного пространства театра, то его формируют юные художники с отделения изобразительного искусства. Именно их картинами оформлена школа.

— Годы перестройки, в результате которой с карты мира исчезла великая держава, для всех были непростыми. Вы же с честью прошли через испытания и в российский период нашей истории вышли уже с собственным зданием школы. Как удалось этого добиться?
— Как говориться, не было бы счастья да несчастье помогло. О собственном здании мы стали задумываться давно, когда стали появляться новые отделения. Однако экономические преобразования привели к тому, что ни о каком строительстве не приходилось и мечтать. Однако те же преобразования привели к тому, что в 90-е годы прошлого века в Оренбурге стали пустовать детские сады по понятной причине. Некоторые из них теперь занимают федеральные либо коммерческие структуры. Нам же выделили здание под учреждение детского образования.
Правда, прежде чем получить здание, пришлось побегать по чиновникам, вплоть до кабинетов Министерства культуры России. Но в итоге понимание было достигнуто как на уровне администрации города Оренбурга, которую тогда возглавлял Геннадий Павлович Донковцев, так и в Москве.

— Но детский сад — это еще не школа искусств! Нужно было многое переделывать. А это опять деньги…
— Разумеется, перестраивать стали сразу и этот процесс постоянно продолжается. Однако на тот момент городские власти уже убедились в нашей состоятельности, и мы стали муниципальным образовательным учреждением. Поэтому часть средств выделило Управление образования Оренбурга. Что-то собрали родители. Они сами принимали решение на родительском совете. Были спонсоры. А случалось так, что наши педагоги просто засучивали рукава и занимались строительными работами. К примеру, сегодня мы имеем свой зрительный зал. Так, все в нем сделано руками наших педагогов. Участвовал в этом и ваш покорный слуга, в том числе во время своего законного отпуска.

— Вашим последним проектом можно назвать создание, совместно с оренбургскими казаками, кадетского класса в соседней школе № 19. Что это, казачьи корни сыграли роль?
— Не только. Одна из замечательных российских традиций говорит о том, что люди должны помогать друг другу. Тогда они смогут большего добиться. Так, все сегодня знают очень интересный коллектив — хор «Новые имена», которым руководит энтузиаст своего дела, лауреат губернаторской премии «Оренбургская лира» Марина Александровна Туркина. В очень трудный для них период мы предоставили хору классы для репетиций, открыли для них хоровое отделение. Сейчас ребята занимаются концертной деятельностью как в России, так и за ее пределами, но продолжают посещать уроки сольфеджио и фортепиано в нашей школе.
Что касается кадетского класса, то, во-первых, это еще один вариант развития нашей школы, а во-вторых, у меня уже давно была идея создания детского духового оркестра. Теперь, как говорится, виден свет в конце туннеля. Понятно, что казачьи корни в данном случае тоже не дремали. Кстати, идею работы с этим казачьим классом поддержал известный в Оренбурге музыкант Сергей Астафьев, который создал казачьи ансамбли «Станица» и «Купава». Теперь у него появилась идея создания аналогичного детского коллектива.

— Спасибо Вам, Геннадий Алексеевич, и вашему коллективу за нужное для всех оренбуржцев дело. И желаем исполнения всех планов в дальнейшей работе.

Рекомендуем


Официальный сайт Оренбургского казачьего войска СкР


Поиск предков-казаков

Проект "Поиск предков" - помощь в исследовании казачьей генеалогии

Первый (Оренбургский) отдел ОКВ СкР

Мы в соцсетях



Группа Orenkazak Вконтакте

Поделиться ссылкой:

Этот день в истории…

Обратите внимание



ПОМОЩЬ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОГОСЛОВСКО-ВВЕДЕНСКОГО СОБОРА