Статистика

Актуальные новости:

ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ: РАЗЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ», «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ», «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между ее участниками либо членами (ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации). В отличие от коммерческих юридических лиц, которые создаются исключительно в целях извлечения прибыли и удовлетворения материальных потребностей своих участников (членов), некоммерческие организации, напротив, не преследуют цели извлечение прибыли, по общему правилу не занимаются предпринимательской деятельностью, а если и занимаются, то исключительно ради достижения целей, ради которых они изначально были созданы. Примерный перечень таких целей содержится в п.2 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (это могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие цели, а также цели охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иные общеполезные цели).
Статья 2 Федерального закона от «О государственной службе российского казачества» определяет казачье общество как добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Казачье общество подлежит государственной регистрации в качестве некоммерческой организации. При этом казачье общество является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, обладая в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной службе российского казачества» спецификой создания и деятельности. По состоянию на 1 марта 2009г. в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области состоит 10 хуторских казачьих обществ, 17 станичных казачьих обществ, 5 городских казачьих общества, 2 отдельских казачьих общества, одно войсковое казачье общество и одна некоммерческая организация межрегионального казачьего общества, а всего 36 обществ.
Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» предусмотрено, что казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В данный реестр вносятся только те общества, которые имеют определенную численность и зарегистрированы в качестве некоммерческих организаций в реестре юридических лиц.
По общему правилу казачьи общества могут создаваться в результате их учреждения, равно как и в результате реорганизации существующей некоммерческой организации (казачьего общества).
Анализ действующего законодательства, определяющего правовой статус некоммерческих организаций позволяет отметить, что общее число участников, изъявивших желание объединиться в форме казачьего общества, не может быть менее трех лиц, которые на момент создания общества достигли совершеннолетия. Однако создание казачьего общества, численность которого менее 50 участников, исключает возможность его внесения в Единый государственный реестр казачьих обществ.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать районные (юртовые), окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» хуторское, станичное, городское казачье общество — первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей-жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Районное (юртовое) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ. Окружное (отдельское) казачье общество формируется путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Войсковое казачье общество создается путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации. Казачьи общества создаются с фиксированным персональным составом.
Хуторское казачье общество вносится в государственный реестр, если в его состав входит не менее 50 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества. Станичное и городское казачьи общества вносятся в государственный реестр, если в их состав входит не менее 200 таких членов казачьих обществ. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть внесены в государственный реестр, если в их состав входит менее 200 членов казачьих обществ.
Хуторские, станичные и городские казачьи общества объединяются в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 2 тысяч. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2 тысяч.
Окружные (отдельские) казачьи общества объединяются в войсковое казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 10 тысяч.
Члены окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ.
Решение о государственной регистрации казачьего общества как некоммерческой организации принимается Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов и направляется в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее — УФНС по Оренбургской области) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). УФНС по Оренбургской области на основании представленных документов и принятого решения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области. Не позднее трех рабочих дней со дня получения от УФНС по Оренбургской области информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации, документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ. Кроме того, выдается по одному экземпляру учредительных документов (т.е. устав).
Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Документы представляются по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 15 апреля 2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в соответствии с п.5 ст.13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» представляются следующие документы:
1. Заявление ф. РН 0001, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. За совершением такого нотариального действия может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или отказа в таковом. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса глава местной администрации и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления также имеет право заверить подпись на заявлении.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создания юридического лица (в том числе некоммерческой организации) заявителем может являться учредитель (учредители) юридического лица. Заявителем при государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
В других случаях при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
— иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
2. Устав некоммерческой организации в трех экземплярах: все экземпляры уставов представляются в оригиналах, страницы уставов должны быть пронумерованы, прошиты, заверены подписью руководителя. Уставы казачьих обществ, кроме того, подлежат утверждению главами администраций соответственно районов, городов, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В уставе некоммерческой организации должны определяться наименование организации, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, правах и обязанностях членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в устав, порядок использования имущества в случае ликвидации организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.
3. Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах, т.е. протокол общего собрания (схода), содержащий сведения о создании казачьего общества, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. В протоколе должны быть отражены следующие данные: дата и место проведения общего собрания, список учредителей-участников общего собрания, сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.), существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилии, имена, отчества) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов, фамилии и подписи председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола. Протокол, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя.
4. Сведения об учредителях в двух экземплярах.
Сведения об учредителях (физических и юридических лицах) заполняются в приложении к заявлению по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. №212. Следует обратить внимание, что сведения об учредителях заполняются на всех лиц, присутствующих на собрании (сходе) и проголосовавших за создание некоммерческой организации, и они должны быть подписаны заявителем.
5. Документ об уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица уплачивается в размерах, предусмотренных ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
На сегодняшний день за государственную регистрацию некоммерческой организации, за исключением государственной регистрации ликвидации и государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, уплачивается госпошлина в сумме 2000 руб.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, — 400 руб. На регистрацию представляется платежное поручение или иной документ банка (оригинал и ксерокопия), подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации.
6. Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Эти сведения могут быть оформлены в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его местонахождение. Представление сведений о жилом помещении (при наличии согласия собственника помещения) возможно, поскольку в данном случае может осуществляться связь с некоммерческой организацией.
В то же время следует обратить внимание, что, согласно ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
7. При использовании казачьим обществом личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов (п.8 ст.13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). В течение указанного срока Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области осуществляет проверку документов, представленных для государственной регистрации, на соответствие действующему законодательству. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, при отсутствии оснований для отказа в регистрации некоммерческой организации, принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации.
Согласно п.1 ст.23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
— если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
— если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
— если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
— если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
— если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем. В случае отказа в государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, за исключением п.4 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Проведенный в 2008 г. анализ отказов в регистрации некоммерческих организаций показал, что основными причинами, послужившими основанием для принятия решения об отказах являлось несоответствие представленных для регистрации документов действующему законодательству. Зачастую учредители некоммерческих организаций не учитывали тот факт, что некоммерческая организация, в отличие от коммерческой, имеет специальную правоспособность. Это означает, что все виды деятельности (предмет), в том числе и коммерческой, должны соответствовать целям, для которых создается данная организация, Кроме того, виды деятельности, которые намеревается осуществлять некоммерческая организация, должны быть четко указаны в ее учредительных документах.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в отличие от Федерального закона «Об общественных объединениях», не предусматривает такого основания для отказа в регистрации, как наличие в документах организации недостоверной информации, что в настоящее время создает проблемы в работе специалистов отдела. Всю ответственность за достоверность представленной информации в Управление несет заявитель, которым чаще всего является вновь избранный руководитель организации. Если нет других оснований для отказа в государственной регистрации, специалисты отдела принимают решение о регистрации по результатам рассмотрения документов, в некоторых случаях не зная о том, что заявителем представлена недостоверная информация: например, избрание нового руководителя организации было осуществлено с нарушением закона — с отсутствием кворума, принятием решения не уполномоченными лицами и др. Это влечет увеличение количества судебных споров, жалоб, поступающих в Управление после регистрации.
К сожалению, приходится отказывать организации в связи с невнимательностью, допущенной при оформлении документов, однако, данные замечания (по уставу, по протоколу) относятся к разряду неустранимых в пределах срока государственной регистрации (необходимо собирать собрание, утверждать устав и т.д.). Основания для отказа четко установлены действующим законодательством. В случае, когда замечание носит устранимый характер (ошибка при заполнении заявления, для принятия решения о регистрации необходимо представить дополнительные документы) и другие основания для отказа отсутствуют, осуществляющий проверку специалист Управления всегда пытается связаться с заявителем по указанному в расписке телефону с целью разъяснения недостатков и их устранения.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (заявление формы №РН0003). Поскольку для государственной регистрации некоммерческой организации требуется представление учредительных документов в трех экземплярах, то для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, также необходимо представление учредительных документов в трех экземплярах с внесенными в них изменениями. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, документ об адресе (если адрес не меняется) и сведения об учредителях не представляются. Учредители некоммерческой организации существуют лишь на момент создания и сведения о них представляются лишь при представлении документов на государственную регистрацию.
В соответствии со ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации также обязаны информировать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (имеется ввиду изменение руководителя, места нахождения организации и др.), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган (заявление РН0004). Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. За государственную регистрацию изменений в сведениях о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы, государственная пошлина не уплачивается.

Материал подготовлен Еленой Николаевной Арнюк, начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, государственным советником юстиции Российской Федерации 2 класса

Рекомендуем


Официальный сайт Оренбургского казачьего войска СкР


Поиск предков-казаков

Проект "Поиск предков" - помощь в исследовании казачьей генеалогии

Первый (Оренбургский) отдел ОКВ СкР

Мы в соцсетях



Группа Orenkazak Вконтакте

Поделиться ссылкой:

Этот день в истории…

Обратите внимание



ПОМОЩЬ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОГОСЛОВСКО-ВВЕДЕНСКОГО СОБОРА