ПАТРИАРХ КИРИЛЛ О ЗЕМНОМ И ВЕЧНОМ
Почти два года назад, с 21 по 23 апреля 2007 года, Оренбуржье посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ставший 1 февраля нынешнего года Патриархом Московским и всея Руси. Во время визита высокий гость высказывал весьма интересные мысли, которые, как нам кажется, могут быть интересными многим оренбуржцам.
ПОЧЕМУ РАСПАЛАСЬ СВЕРХДЕРЖАВА
В чем главная ошибка Советского Союза? Почему он распался? Великая сверхдержава, которая обладала самыми богатыми ресурсами, одним из самых высоких уровней людей с высшим образованием. В стране все было сконцентрировано в руках партии, все было подчинено одной цели-построить обеспеченное и справедливое общество. На эту идею работали образование, культура, спорт, экономика, сельское хозяйство, армия, спецслужбы. Никакого плюрализма, никаких политических разногласий. Но цель не была достигнута, а мечта не осуществлена. Десятки миллионов людей погибли ради этой мечты, а мы ее не осуществили. Почему?
У меня как у священника есть ответ на этот вопрос. Потому что все это мы хотели сделать без Бога. Не просто без Бога, но вопреки Богу, с насмешкой над Богом, с издевательством над ним.
О БАЗИСНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Базисные ценности должны быть у каждого народа. Они должны быть и у России. И они были у России. Потом под натиском идеологии они были разрушены.
Когда-то Русь называли Святой. Не потому ее так называли, что все ее люди были святыми. Грешников у нас было не меньше, чем в других странах. И не потому Русь называли Святой, что храмов было много. Поезжайте в Западную Европу, там храмов не меньше, чем в России. А называли Русь Святой, потому что доминанта, главный идеал был связан со святостью. А значит, с высокой нравственностью, чистотой, с жертвенностью, с добротой. Вот этот идеальный положительный образ и отражал наши базисные ценности. Ведь это и был народный идеал. И люди устремлялись к достижению именно этого идеала, а никакого другого.
В литературе есть такое понятие — положительный герой. Это человек, который обладает ценностями с точки зрения того общества, которое таковым его считает. В глубокой древности стал формироваться корпус в нашей литературе — жития святых. В центре стоял носитель ценностей — святой человек. Русь называли святой потому, что доминанта жизни населения была связана со святостью, а значит, с высокой нравственностью, с чистотой, с жертвенностью.
Потом уже светская художественная литература приняла этот образ. И положительный герой литературы был носителем высоких положительных качеств, таких как любовь к Отечеству, любовь к своему ближнему, готовность пожертвовать собой.
В советской литературе ничего не изменилось. Бога, конечно, исключили. Понятие святости было ликвидировано, а положительный герой остался тем же самым, что был в классической русской литературе. Он был просто покрашен в другую краску. Но система ценностей была той же самой. И в этой системе ценностей человека воспитывали в школе, в институтах, в семье, в трудовых коллективах, через средства массовой информации. То есть все работало на систему нравственных ценностей. А что сейчас происходит? Мы включаем телевизор. Нас что, там учат доброте, жертвенности, самоотдаче, подвигу, патриотизму? Нет. Этих ценностей вообще не существует для масс-медиа. За редчайшим исключением нас учат совершенно другому. Тому, что человек должен больше зарабатывать и больше тратить, и, главное, наслаждаться жизнью.
Как это соотносится с нашими базисными ценностями? Да никак! Но если сегодня мы не дадим отпор чуждым «ценностям», какую Россию мы построим? Это будет какая-то другая страна, с тем же названием. А может, и название потом поменяют.
Вера, нравственность и культура — вот три фактора, которые формируют базисные ценности. И поэтому для каждого народа сохранение этих базисных ценностей является стратегической задачей, если эти народ и страна не хотят исчезнуть с лица Земли.
КОГДА ПРИДЁТ АНТИХРИСТ
Будучи еще молодым человеком, я задался таким вопросом: а как антихрист может придти в мир? Ведь он воплощение зла. Он абсолютное зло в человеческом облике. Как за него могут проголосовать? Да еще не в одной стране, а во всем мире. Оправдать зло — это значит сказать, что убийство — это хорошо, изнасилование — хорошо, воровство — хорошо. Но ведь все это против нравственных правил. Такого человека никогда не примут. Никогда за него не проголосуют. А теперь я понимаю, что могут проголосовать. Предпосылки для этого уже есть.
К примеру, еще десять — пятнадцать лет назад к гомосексуалистам относились с презрением. А сегодня говорят, что нет разницы, что это свобода выбора. Уже сейчас Европа отстаивает право гомосексуалистов на законные браки, а через десять лет, возможно, признает и педофилию. В Голландии уже появилась партия, утверждающая, что ограничение возраста половых отношений — это против свободы человека. И через десять — пятнадцать лет тема педофилии будет стоять так же, как сегодня стоит тема гомосексуализма. Потом появится что-то новое. И так до тех пор, пока антихрист не придет!
ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС
Экономическая депрессия, несправедливость в социальных отношениях, нищета — это духовная проблема. Потому что в недрах этой нищенской жизни, которой живет более 20-ти процентов нашего населения, рождаются пороки, безысходность, рушатся семьи, происходит деградация общества.
Разница между богатыми и бедными у нас огромна. Официально — в 15 раз. А неофициально — в 30-40 раз. Для сравнения в Скандинавских странах это соотношение составляет 3-4, в Европе — 5-6, в Америке — 9-14.
Вспомним, Октябрьская революция произошла не потому, что были богатые и бедные, а потому, что нашлись силы, которые этим воспользовались. Разница между Невским проспектом в Петербурге и Путиловским заводом — вот что было питательной средой для революции. Так разве можно опять наступать на те же грабли, разве можно противопоставлять блеск огромной витрины под названием Садовое кольцо всей России? Поэтому задача государства состоит в уничтожении диких диспропорций, поскольку они угрожают самому государству. Один из методов — прогрессивное налогообложение.
ЗАДАЧА ЦЕРКВИ
Святые отцы часто говорят о спасении, иными словами, о счастье в этой жизни и в вечности. Понятно, что на пути греха никакого счастья построить невозможно. Поэтому основная задача церкви сейчас — разбудить у людей нравственные чувства и сохранить их у народа для того, чтобы никто не задурил головы очередными «-измами». Чтобы мы смогли отличать добро от зла, опираться на духовное наследие, духовную силу.
Понятно, что многим трудно принять формы внешнего христианского благочестия, потому что они оторваны были от этого с детства. Но церкви самой нужно искать понятный для человека язык.
Особенно трудно сейчас молодежи. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество — все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры.
Фото Московской патриархии 2009 г.