БЫЛОЕ И НЫНЕ
ПРОВЕСТИ МАССОВЫЙ ТЕРРОР…
24 января 2009 года по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина казаки Оренбургского отдельского казачьего общества (атаман — войсковой старшина Юрий Бельков) в церкви Покрова Пресвятой Богородицы Оренбурга приняли участие в панихиде по всем казакам, репрессированным в годы Советской власти. Панихиду провел настоятель церкви протоиерей Леонид Антипов в сослужении духовенства храма.
Уничтожение казачества началось с того, что большевикам удалось организовать раскол внутри сословия: бывшее прежде единым казачество разделилось на «красных» и «белых». Часть казаков, обманутая посулами и несбыточными обещаниями, ушла сражаться за Советскую власть. На полях вспыхнувшей гражданской войны белые казаки Шкуро рубились с красными казаками Буденного, красные казаки Миронова сражались с белыми казаками Мамонтова, белые казаки Дутова воевали с красными Каширина и так далее… Кровавая круговерть пронеслась над казачьими землями. Большевикам и стоявшим за ними силам это было только на руку.
24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б), возглавляемое Яковом Свердловым, приняло циркулярное письмо партийным организациям Дона и Приуралья, определявшее политику большевиков по отношению к казачеству: «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути здесь недопустимы. Поэтому необходимо:
Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо с его стороны поползновений к новым выступлениям против Советской власти. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у которого будет обнаружено оружие после срока сдачи».
Эта директива была секретной и немедленно стала претворяться в жизнь. Особенной жестокостью отличался председатель Реввоенсовета Лев Давидович Троцкий (настоящее имя — Лейба Бронштейн), родившийся в семье ростовщика, а также его подручные комиссары: Ларин (настоящее имя — Лурье Михаил Зельманович), Смилга Ивар, Полуян Ян Васильевич, Гусев Сергей Иванович (настоящее имя — Драбкин Яков Давидович), Бела Кун, Землячка (Запкинд), Склянский Эфраим Маркович, Белобородов (Вайсбарт) и другие им подобные, — устроили кровавую мясорубку как на исконно казачьей земле, так и во всей России.
К истреблению казаков большевики привлекали специальные команды из представителей других народов (латышей, мадьяр, китайцев, горцев Кавказа). Опираясь на иногороднюю часть населения в казачьих областях, большевики стравливали их с казаками, поощряя грабежи и убийства.
Дорого обошлась революция казачеству. Например, при выселении казаков из станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской, Асиновской из 75 тысяч стариков, женщин и детей красными горцами было изрублено 35 тысяч.
Только на Дону, где к 1 января 1917 года проживало 4 428 846 человек, на 1 января 1921 года осталось 2 252 973 человека. По сути, был вырезан каждый второй. В Оренбургском казачьем войске картина была еще трагичнее, поскольку атаман оренбургских казаков Александр Ильич Дутов сразу определил Октябрьскую революцию как переворот и организовал защиту территории войска. К началу 1920 года казачество было в основном уничтожено.
25 марта 1920 года был издан декрет об упразднении казачьих войсковых земель.
Справка: до октября 1917 г. казачество имело 63 млн. дес. земли. Донское — 12 млн. 152 тыс. дес., Кубанское — 6 млн. 385 тыс. дес., Оренбургское — 7 млн. дес., Уральское — 6,5 млн. дес., Сибирское — 4,9 млн. дес., Забайкальское — 10 млн. дес., Амурское — 5,7 млн. дес., Уссурийское — 6,5 млн. дес.
После 1924 года наступило некоторое «затишье» в проведении расправ без суда и следствия. Большевики открыто признали, что установка «рассматривать казачество как контрреволюционную силу» является ошибочной. В соответствии с решением Апрельского (1925 г.) Пленума ЦК ВКП(б) проводилась разработка мер по восстановлению казаков в гражданских правах и вовлечению их в социалистическое строительство.
Было разрешено ношение традиционной казачьей одежды и знаков отличия. Проводилось административно-территориальное и национально-государственное устройство казачества. Принимались меры по сохранению и приумножению казачьих традиций.
Большевики умело демонстрировали «добрые перемены» в государственной политике по отношению к казачеству. На самом деле, это был очередной коварный и подлый акт по истреблению казачества, ушедшего в эмиграцию.
Первое время «возвращенцев» не трогали. Но скоро они начали тайно исчезать, а вместе с ними остатки интеллигенции и офицерства — все, кто, по мнению властей ещё мог возглавить сопротивление. В процессе этой очередной волны террора деятельность власти большевиков в интересах казачества была свёрнута.
Вторая попытка возрождения была предпринята перед Второй мировой войной и во время войны, когда возникла угроза военной оккупации России и уничтожения существующей в ней Советской власти.
Возрождение казачества в этом случае носило частичный характер, и касалось только военной стороны жизни. В составе Красной Армии были сформированы казачьи части и введены некоторые элементы казачьей службы. Казаки внесли достойный вклад в победу над фашистской Германией. Это было признано народом России и властью. Они заслужили право на реабилитацию и своё возрождение. Однако Советская власть и на этот раз такого права им не дала.
Поводом послужило участие в войне на стороне Германии казачьей дивизии, сформированной из числа военнопленных и казаков, которые, спасаясь от репрессий, эмигрировали из России. После победы над Германией казаков этой дивизии с помощью английской армии насильственно вывезли в Россию и уничтожили, а казачьи части Красной Армии (в «наказание»!) расформировали. Так закончилась вторая попытка возрождения казачества.
Девяностые годы XX века можно считать годами третьей попытки возрождения казачества. На сей раз инициатором возрождения выступило само казачество. Оно добилось права на реабилитацию и признание его культурно-этнической общностью, в отношении которой на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида по национальному признаку. Эти права казачества закреплены Законом РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года и последующими Указами Президента РФ.
Предпринимаемые в последнее время меры со стороны Президентской власти, связанные с принятием «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», «Аналитической программы становления и развития государственной службы российского казачества на 2008-2010 годы», а также с созданием Совета при Президенте РФ по делам казачества, очередной раз дают казакам надежду.
24 января 2009 года казачество в России, в странах ближнего зарубежья: Белоруссии, Украине, Казахстане, Армении, Приднестровье и Абхазии; — в странах дальнего зарубежья: Канаде, Соединённых штатах Америки, Австралии, Германии, Италии, — будут отмечать день памяти жертв массового государственного террора по отношению к казачеству в России. И в этот день казаки предлагают всем обратиться к Господу с молитвой: «Помяни, Господи, во Царствии Твоем Небесном души замученных и убиенных в годы террора и репрессий оренбургских казаков, прости им вся согрешения и сподоби их вечныя жизни».
В.И. Глуховский, атаман Оренбургского войскового казачьего общества, казачий генерал
Б. Н. Гусев, атаман Волжского войскового казачьего общества, казачий генерал